Кран-манипулятор, установленный на грузовой автомобиль, позволяет использовать вместо двух транспортных средств (автокрана и грузовика) одно. Это даёт значительную финансовую экономию на ГСМ и техническом обслуживании транспортных средств, высвобождает человеческие ресурсы.
В технической документации механизм называют КМУ – крано-манипулирующая установка. Функции оператора КМУ чаще всего выполняет водитель грузовика. В народе КМУ иногда называют «гусем».
Применение КМУ
Краны-манипуляторы применяются в следующих сферах:
- доставка материалов и конструкций, в том числе негабаритных, на объекты благоустройства, ремонта и строительства;
- доставка оборудования и крупноразмерных заготовок на производственные объекты;
- погрузка, транспортировка и разгрузка труб, профилей, древесины, пиломатериалов и других длинномерных предметов;
- перевозка неисправных автомобилей и эвакуация авто нарушителей на штрафные стоянки.
Технические характеристики корейского автоэвакуатора Daewoo Novus вы можете посмотреть на сайте компании «ГрузСпецАвто» из Москвы.
Типы КМУ
Технически кран-манипулятор представляет собой аналог человеческой руки (по-латыни manus – рука, pulare – двигать, направлять), грузоподъемное устройство из нескольких «суставов» с автономными электрическими или гидравлическими приводами в каждом звене. Грузозахватный механизм обеспечивает неподвижное положение груза в разных плоскостях и на любом расстоянии от земли или поверхности кузова автомобиля. Оператор КМУ управляет манипуляциями с приборной панели на кузове или на раме, или дистанционно из кабины.
Стрела крана-манипулятора может иметь Z-образную и L-образную форму. В первом случае возможны перемещения груза как вдоль, так и поперёк рамы. Во втором – только вдоль рамы, усилия крана обычно дополняются лебёдкой. Стрела в подавляющем большинстве случаев располагается на кабине водителя или непосредственно за ней, реже – в центральной или задней части кузова.
Помимо бортовых грузовиков манипуляторами различной грузоподъёмности оснащаются:
- седельные и гусеничные тягачи;
- полуприцепы;
- железнодорожные платформы и дрезины;
- маломерные суда;
- технологические и складские площадки.
При всех преимуществах КМУ у них есть и недостатки – ограниченная грузоподъемность и сравнительно невысокая устойчивость шасси. У автомобилей с КМУ нет противовеса, только боковые опоры, и при ошибке оператора машина может перевернуть сама себя. Во избежание подобных инцидентов к управлению техникой с КМУ допускаются операторы, прошедшие профессиональную переподготовку.